Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №4 (ФГОС)

                                                        

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4»

 

Контактная информация:

456217, Челябинская область,

г.  Златоуст, ул.  им. И. И. Шишкина, дом 20

Телефон: (3513)79-12-17

Факс: (3513)79-12-17

  
                                                                                                                                                                                                                    

 

Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №4 (ФГОС)

 

 

Принято

педагогическим советом

МАОУ СОШ № 4

протокол № 1 от 29.08.2014 г

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ СОШ № 4

____________________

Ряхов С.А

приказ № 47.1

 от «29» августа 2014 г.

 

 

 

 

Основная  образовательная  программа

  начального  общего  образования

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Златоуст, 2014

 

 

Содержание

Название разделов

Номера страниц

1.     Целевой раздел

1.1.  Пояснительная записка

1.2.  Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

 

3-8

8-48

 

48-53

2.     Содержательный раздел

2.1.   Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

2.2.  Программы отдельных учебных предметов

2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

2.4.  Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни

2.5.    Программа коррекционной работы

 

    54-73

 

    73-102

   102-118

 

    118-131

 

132-153

3. Организационный раздел

3.1. Учебный план начального общего образования

3.2.  План внеурочной деятельности

3.3.  Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО

 

  154-159

  160-168

  168-170

4. Приложение

4.1. Договор о предоставлении начального общего образования

4.2. Единые комплексные работы

 

171-121

122-130

 

  

 I.                   ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

1.1  Пояснительная записка

 

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» (далее по тексту МАОУ СОШ № 4) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей, а также концептуальных положений УМК «Школа России» и системы Л.В.Занкова.

            Разработка основной образовательной программы начального общего образования осуществлялась с привлечением педагогического коллектива  и совета школы на основе:

1. Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012, № 273 - ФЗ;

2. Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (утверждена Приказом Президента РФ от 04.02.2010 № 271);

3. Требований Федерального государственного образовательного стандарта начального

общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373);

4. Рекомендаций Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения с учётом особенностей, типа и вида образовательного учреждения (сост. Е.С.Савинов.- М. Просвещение, 2010 - 204с.- Стандарты второго поколения);

5. Концепции фундаментального ядра содержания общего образования.

Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

 Целью реализации основной общеобразовательной программы МАОУ СОШ № 4  является  формирование  комфортной  образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования, выполняющей социальный заказ, обеспечивающей развитие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

Задачи программы:

1. Обеспечение уровня образования требованиям ФГОС НОО.

2. Создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия.

3.  Развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой  через: побуждение и поддержку детских инициатив в различных  видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества, формирование желания учиться и основ умения учиться - постоянно расширять границы своих возможностей.

            С учетом условий работы МАОУ СОШ № 4, приоритетных направлений образовательной деятельности в начальной школе обучение ведется  по УМК  «Школа России» и системы Л.В.Занкова. Данный выбор  обусловлен простотой и доступностью комплекса и возможностью реализовать идеи развивающего обучения, гражданско-ориентированный характер образования. В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в нем бережно сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие известные принципы дидактики, в частности учет возрастных особенностей детей, постепенное нарастание трудности в предъявлении учебного материала.

        Данные УМК позволяют:

·      обеспечивать вариативность, уровневый подход в осуществлении образовательного процесса, тем самым создавая условия для освоения программы начального общего образования всем детям, в том числе одаренным и детям с ограниченными возможностями здоровья;

·         развивать  познавательную мотивацию и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируют основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

            Используемый УМК позволяет достичь планируемых результатов. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

- личностные результаты: знание моральных норм, умение соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами, умение выделять нравственный аспект поведения, сформированность мотивации к учению, сформированность умения учиться;

- метапредметные результаты: освоение обучающимися в процессе урочной и внеурочной деятельности универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных);

- предметные результаты: освоение обучающимися в ходе изучения того или иного предмета (в условиях урочной и внеурочной деятельности) системы знаний и опыта, специфичного для предметной области, по получению этих знаний, их преобразованию в практике повседневной жизни.

Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №4

Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования программы:

 

Группа принципов, сформулированных на основе требований ФГОС и Примерной основной образовательной программы:

Принцип использования системно-деятельностного подхода, лежащего в основе реализации основной образовательной программы, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации  образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Принцип учёта социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс при обязательном сохранении и развитии культурного разнообразия и языкового наследия многонационального населения нашей страны.

Принцип учета особенностей детей младшего школьного возраста, связанных: с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка; с  освоением им новой социальной позиции и социальной роли ученика; с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности и другими.

Принцип самостоятельности – проектирование основной образовательной программы начального общего образования осуществляется образовательным учреждением самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Программы учебных предметов представлены в авторском варианте УМК  «Школа России» и системы Л.В.Занкова.

 Основополагающими  принципами  комплексов  «Школа России» и системы Л.В.Занкова являются:

·         Принцип деятельности

Основным механизмом реализации целей и задач современного образования является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность. В этом и заключается принцип деятельности. Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом.

·         Принцип целостного представления о мире

Принцип единой картины мира в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности в традиционной системе, но здесь речь идет не только о формировании научной картины мира, но и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности.

·         Принцип преемственности

Этот принцип означает преемственность между всеми, ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

·         Принцип дифференциации и индивидуализации обучения

Реализация указанного принципа поможет педагогу выстраивать выверенные траектории личностного развития ребенка в соответствии с его способностями и возможностями.

·         Принцип творчества

    Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Речь здесь идет не о простом "придумывании" заданий по аналогии, хотя и такие задания следует всячески приветствовать. Здесь, прежде всего, имеется в виду формирование, у учащихся способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное "открытие" ими новых способов действия.
Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стало сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека. Поэтому развитие творческих способностей, исследовательского поведения приобретает а наши дни общеобразовательное значение.

·         Принцип психологической комфортности

Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая способствует сохранению и укреплению здоровья детей.

·         Принцип вариативности

 Этот принцип обеспечивает право учителя на самостоятельность в выборе учебной литературы, форм и методов работы, степень их адаптации в учебном процессе. Однако это право рождает и большую ответственность учителя за конечный результат своей деятельности - качество обучения.

Состав участников образовательного процесса образовательного учреждения

         В соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся.

Для реализации программы в начальной школе  работает стабильный творческий коллектив единомышленников: 83,3% учителей начальной школы имеют высшее педагогическое образование, 58,3 % высшую категорию и  33,3 % первую квалификационную категорию, 1 учитель (8,4%) категории не имеет.

Коллектив школы тесно сотрудничает с Дворцом детского творчества, Центром юных техников,  ДМШ №2, детской библиотекой № 15, бассейном «Уралочка», СДЮШ № 1 им. С.Ишмуратовой, ДК «Победа».

Материально-техническая база образовательного процесса соответствует необходимому уровню для введения федеральных государственных образовательных стандартов.

 

Далее

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»